Храмовый комплекс Прэахвихеа

Жемчужина под небесами – Прэахвихея – славится уникальным расположением и сказочной архитектурой.

Драматические события, произошедшие здесь, привлекают многих путешественников. Изображение пагоды даже присутствует на камбоджийской банкноте номиналом 2000 риелей.

История возникновения

Храм был построен во времена существования Кхмерской империи между 893 и 1200 годами (начало строительства приписывается монарху Ясоварману, окончание – Сурьяварману 2) на вершине скалы (525 м. над уровнем моря). Резиденция посвящена Шиве – одному из трех величайших небожителей индуизма. Комплекс последовательно расширялся правителями, на его основе можно проследить развитие искусства Кхмерской империи.

В XI веке, когда в Париже проживало 200 человек, Ангкор – столица Кхмеров – насчитывал около миллиона жителей. Этот древний, сказочно богатый центр цивилизации с 9 по 15 века был крупнейшим в Юго-Восточной Азии. На пике своего могущества простирался от Южно-Китайского моря до Сиамского залива, охватив современную Камбоджу, Вьетнам, Лаос и Таиланд. Армия бога-короля, состоящая из великой кавалерии и пехоты, вызывала страх и ужас, особенно 200 000 специально обученных слонов, которые часто решали судьбу сражений. В начале войны они были очень важны: обеспечивали новые территориальные приобретения и рабов. Победные кампании и военное господство в регионе сделало кхмеров крупнейшими рабовладельцами со времен фараонов. Благодаря дешевой рабочей силе построены религиозные ансамбли Ангкор-Ват и Пра Вихеар. Большая часть второго здания лежит в руинах, но все еще является местом паломничества.

Фото: Храмовый комплекс Прэахвихеа, Камбоджа

Яблоко раздора

Храм контролирует королевство Камбоджа (ранее Кампучия), Таиланд претендует на него и окружающие районы. Последовательность важных событий:

  • 1904 г. Установлен ход рубежа между французским Индокитаем и Сиамом, разделившей бассейны рек Нам Сен и Меконг, реку Нам Мун. Делимитацию провела двусторонняя комиссия. Несмотря на то, что в договоре не описывалась принадлежность обители, комиссия неоднократно осуществила выезд на место для обозначения линии водораздела.
  • 1907. Сиамское правительство поручило Франции издание официальных топографических карт рубежей. Согласно этим картам, резиденция находилась на кампучийской стороне.
  • 1941 г. Сиам занял часть приграничных районов, в том числе и плато Преа Вихеар, но после войны отступил от всех земель, кроме пагоды.
  • 1949 г. Франция попыталась получить объяснение пребывания тайских отрядов в священном месте, но ответа не было получено.
  • 1953 г. Камбоджа обрела независимость и попыталась занять резиденцию, но из-за присутствия таитян бойцы вернулись. Король потребовал объяснений. Таиланд снова не ответил.
  • 1962. После жалобы кампучийцев международным учреждениям, предоставившим Preah Vihear Кампучии, тайские отряды отступили.
  • 1998 г. В декабре сдалась последняя группа Красных Кхмеров, проживающих в святилище.
  • 2001. Сиамская армия отрезала доступ к святым развалинам, так как суд не определил принадлежность территории вокруг, а единственный путь к памятнику ведет из Сиама.
  • 2008 г. 50 тайских воинов зашли на территорию королевства примерно в 300 метрах от храма Прэахвихеа. В том же году, несмотря на протесты Сиама, храмовый ансамбль внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО как кампучийский объект. Произошло обострение спора, летом обе страны направили в район строения войска. 15 октября произошла перестрелка, в результате которой погибли 2 камбоджийских солдата. Власти королевства заявляют, что первыми начали стрельбу тайцы. После нескольких минут вооруженной борьбы стрельба прекратилась, и враги заговорили. 16 октября встретились командиры войск противников. На встрече была достигнута договоренность о том, что обе стороны организуют совместные военные патрули на спорном участке рубежа.
  • 2008 г. 12 ноября министры иностранных дел двух государств договорились о дате вывода войск, дислоцированных вблизи Прэахвихеа.
  • 2009. В январе начался отвод армии. Две страны помирились, открыв зону храмового ансамбля для туристов.

Фото: Храмовый комплекс Прэахвихеа, Камбоджа

Расположение и архитектура

Пра Вихеар стоит на границе Кампучии и Сиама, в горах Дангрэк, 160 км к северо-востоку от Ангкора (бывшего центра Кхмерской империи). Король считает, что святыня принадлежит его провинции Преа Вихеар, а Таиланд утверждает, что территория относится к собственной провинции Сисакет.

Строение вытянуто вдоль края утеса по горизонтали. Вместо классического квадратного плана с ориентацией на восток, распространенного в этом регионе (например, известный комплекс в Ангкоре), использовалось осевое основание север-юг.

Конструкция состоит из четырех ярусов. Когда-то на каждой площадке возвышались ярусные башни, не сохранившиеся до наших дней, но осталась "охрана" жилища великого божества – каменные львы. От главного входа на севере ведет огромная лестница – длина 78 м, ширина 8 м, 55 маршей. На каждой площадке галерея для церемоний.

Последовательные шаги приводят паломников к главному святилищу на вершине утеса. Дорога ведет через богато украшенные врата, называемые Гопура (на одних до сих пор сохранились следы оригинальной красной краски, которая использовалась для украшения ворот), дворы с библиотеками или меньшими святилищами. Подъем по лестнице и прохождение следующих порталов и уровней является умышленным кхмерским трюком. Это должно усилить ощущение "очищения" и "приближения" к престолу богов. От центрального двора, вымощенного камнем, можно пройти к следующей лестнице с семиглавыми змеями (выполнены из цельного камня).

Фото: Храмовый комплекс Прэахвихеа, Камбоджа

Резной каменный орнамент говорит о высоком мастерстве художников. Для строительства использован желтый и серый песчаник, крыша покрыта керамической плиткой, ее опоры изготовлены из дерева. На барельефах изображен Сурьяварман II, покрытый зонтиками, пирующий среди золотых чаш и слонов. В надписях также упоминается личный советник царя - брамин Дивакарапандит, который поднес обители золотую статую танцующего Шивы по имени Натараджа.

Как добраться

Чтобы увидеть дворец божества, нужно подняться на холм. Раньше сюда можно было попасть по прямой дороге из Таиланда. Из-за продолжающегося конфликта путь был закрыт, и теперь на камбоджийской части остается только очень извилистая и крутая дорога. Существует несколько способов попасть в пагоду:

  • из города Сиемрап до Шра Эм с автовокзала ходят автобусы;
  • удобный, но дорогой способ – аренда автомобиля, который едет до пропускного пункта. Там (как и в предыдущем случае) можно пересесть на мотобайк или пикап.

Любой транспорт, взятый в аренду, придется оставить на стоянке и осуществить подъем наверх по каменным плитам.

Фото: Храмовый комплекс Прэахвихеа, Камбоджа

Прэахвихеа не так популярна, как другие святыни Кампучии и Сиама, хотя открыта для туристов. Здесь также есть зона с киосками и полным набором гастрономических заведений, предлагающих местные деликатесы по доступной цене.

В сохранившейся натуральной красоте есть что-то таинственное. В 16 в. никто не поверил миссионерам, описавшим необычные строения. Потребовалось более 400 лет, чтобы мир снова услышал об этом архитектурном чуде.

Храм Прэахвихеа на карте Камбоджи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четырнадцать − один =