Каслфилд - район Манчестера
История
В 79 году н.э. неподалёку от переправы через р. Медлок (Англия) древние римляне основали крепость Манкуниум. Форт на песчаном утёсе имел выгодное стратегическое положение. Римские легионеры, контролировавшие север Англии, с его помощью успешно отражали атаки кельтских племён. Деревянные, а впоследствии каменные укрепления служили надёжной защитой целой когорте пехотинцев. За 3 столетия поселение разрослось за счёт солдатских семей и осевших в нём торговцев.
В эпоху Средневековья район уже входил в состав британского Манчестера и назывался сперва Олдпорт, затем Кэмпфилд, а после Каслфилд. Тут шумели гавань и рыночная площадь. Начиная с XVIII в. городок захлестнула мощная волна индустриализации: были прорыты искусственные водные артерии, обустроены пакгаузы и протянута первая на планете железнодорожная ветка.
Сегодня место превратилось в охраняемый государством Парк исторического наследия. С двух сторон оно ограничено улицами Честер-роуд и Динсгейт, другая половина упирается в городскую набережную и р. Ирвелл. Некогда гудящие цеха многочисленных предприятий переродились в выставочные залы, пабы, офисы, гостиницы, магазины и лофт-пространства. Вместо дымящих труб и заводской копоти путешественников встречают тихие улочки и не так давно восстановленные фортификационные сооружения.
Достопримечательности
Каналы
В 1720 г. на берегу Ирвелла был построен причал для торговых судов, пришедших из Ливерпуля. Практически сразу в целях улучшения условий судоходства и получения энергии для фабричных станков была разработана схема шлюзов и рукотворных проток. Проект постоянно совершенствовался и к XIX столетию вырос в сложную навигационно-инженерную систему. Она связала местные внутренние водоёмы с морем. В её основе несколько главных и второстепенных каналов:
- Бридж-уотер (1761 г.) появился по просьбе Фрэнсиса Эгертона. Герцог владел угольными шахтами в местечке Уорсли, а транспортировать тяжёлый груз по воде было гораздо проще, чем по суше. Помимо полезных ископаемых промышленная магистраль использовалась для перевозки продовольствия и строительных материалов. Её питали воды Медлока, подземные грунтовые источники и клеверо-образная плотина глубиной 7 м.
- Рочдэйл берёт своё начало в озере Холлингворт. Соединившись с Эштоном и Пик-форестом он дал возможность доставлять известняк прямиком из карьеров Багсворта (Дербишир).
- Халм-локс (1831 г.).
- Болтон-энд-бэри (1837 г.).
- Солфорд-джанкшн (1837 г.).
- Манчестерский корабельный канал (1887-1894 гг.) в отличие от предшественников был способен принимать океанские суда. Его длина составляет 58 км.
Склады
Для наилучшей сохранности перевозимого товара нужны были просторные сухие помещения. Поэтому с 70-х годов XVIII в. на берегах Каслфилда начали вырастать добротные кладовые, предназначенные для всех типов продукции. Не все строения из красного кирпича сохранились до наших дней. В XX в. разрушенные корпуса вновь были воссозданы современными архитекторами по старым чертежам.
- Герцогский с мельницей и коттеджами образца 1771 г..
- Бакалейный в голландском стиле – работа зодчего Джеймса Бриндли. Пятиэтажная конструкция вырублена прямо в скале над р. Коллихерст. Подъёмный аппарат приводился в движение посредством водяного колеса.
- Купеческий (1827 г.) состоял из 4-х этажей и был оснащён двумя отверстиями для отгрузки. Погрузочные отсеки с уличной стороны украшены 6-ю козырьками из дерева.
- Железнодорожный (1830 г.) с паровым подъёмником принимал и сортировал грузы, ввозимые в город товарными составами.
- Средний с мансардой (1831 г.) уцелел в первозданном виде. На пяти складских уровнях хранилась кукуруза. Для прохода кораблей на фасаде прорублена эллиптическая арка.
- Кенуорти (1840 г.) предназначался для хранения нефти, зерна и муки.
- Текстильный – в стиле итальянского палаццо.
- Стаффордширский принимал в свои стены привезённый хлопок.
- Новый (1848 г.) – самый крупный из существующих пакгаузов.
- На складе имени Виктории и Альберта производилась прямая выгрузка, поскольку створки ворот располагались вровень с речной поверхностью.
- Северный (1898 г.) – самый современный. Его особенности: стальной каркас и гидро-подъёмники, способные оторвать от земли гружёный вагон.
Мосты
Большая площадь каслфилдского бассейна нуждалась в продуманной организации передвижения транспорта и пешеходов.
С 1848 по 1898 годы были построены 4 крупнейших виадука, по которым двигались поезда: Южный, Корнбрук (Железный), Северный и Солфорд-бранч.
В 90-х годах прошлого столетия по Корнбруку запустили трамвайную линию. Время от времени появляются новые пешеходные подвесные, подъёмные и арочные мостики.
Музей науки и промышленности
Музейный комплекс расположен в здании Ливерпульского вокзала, старейшей ж/д станции в мире. В XIX в. терминалом пользовалась публика разного достатка. Для состоятельных и бедных пассажиров функционировали отдельные входы, пара лестниц и 2 зала ожидания. Постепенно классовое разделение кануло в лету. Сейчас двери открыты для всех желающих.
В музее 12 тематических галерей, где поэтапно представлены периоды Промышленной революции. Среди экспонатов представлены:
- паровые машины;
- легендарные люксовые автомобили;
- модели самолётов.