Большой канал в Венеции
Это основная улица в городе, но для пешехода она недостижима, набережных здесь практически нет.
Чтобы насладиться им как следует, лучше сесть на вапоретто №1, который идет очень неторопливо, и смотреть только на один берег (билет действителен в одну сторону, так что путешествие придется делить на две части).
Вапоретто (Vaporetto) - это пассажирский теплоходик, практически речной трамвай 🙂
Если плыть от вокзала по направлению к Сан Марко, первым заметным сооружением (после стоящей напротив железной дороги церкви Скальци) станет палаццо Вендрамин Калэрджи (Palazzo Vendramin Calergi) с синим причалом. Сейчас тут казино (во всей Италии игорных заведений только пять), но вообще этот дворец конца XV века включен во все учебники архитектуры как яркий пример переноса на венецианскую почву основ ренессанса, взращенных во Флоренции. В 1883 году здесь умер Вагнер.
Следующему палаццо, стоит уделить особое внимание — готическое Са’ d’Oro ("золотой дом"), которое имеет репутацию самого красивого на Canal Grande. В 1420-1430-х, здание было выложено сусальным золотом и раскрашено ультрамарином и киноварью. Для престижа наняли ту же бригаду, которая трудилась во Дворце дожей. Дворец Ка д’Оро сменил множество владельцев, одним из них был князь Трубецкой, в 1847 году он подарил этот дом бадерине Тальони. Уже почти сто лет здесь располагается музей (Са’ d’Oro — Galleria Franchetti), куда можно заглянуть ради потрясающего "Святого Себастьяна" Мантеньи (1506).
Собственно мост Ponte di Rialto — едва ли не самое знаменитое сооружение на всем Большом канале. Некогда здесь был наплавной мост, потом — разводной. В 1524 году решено было наконец возвести каменный, и после шестидесятилетних рассуждений сенат решил выбрать проект Антонио да Понте, потому что он предложил облегчающий судоходство вариант с одним пролетом.
За мостом самые заметные сооружения — изящное белое палаццо Корнер Спинэлли (Palazzo Comer-Spinelli, 1490-1510) работы Кодусси и громоздкий дворец Грасси (Palazzo Grassi), один из самых поздних на Большом канале (1748-1772). Сейчас здесь выставляет (по частям) свою коллекцию современного искусства французский миллиардер Франсуа Пино.
Обратный путь начинается со стрелки острова Дорсодуро, осененной золотым шаром Морской таможни (Dogana di Mare). Тут нынче тоже владения Франсуа Пино: его новый центр современного искусства Пунта-делла-Догана (Punta della Dogana) открылся в 2009 году; реконструкцией занимался японец Тадао Андо, отметившийся и в палаццо Грасси.
Музеи — главное развлечение вплоть до следующей остановки: вапоретто проплывает еще и мимо недостроенного Веньер-деи-Леони (Palazzo Venier dei Leoni), чьи хозяева повествовали, что якобы ведут род от самой Венеры. Их резиденции предстояло затмить все строения на Большом канале, но ни на что, кроме цоколя, денег не хватило. Теперь здание занимает Коллекция Peggy Guggenheim, прожившей здесь тридцать с лишним лет. Музей привлекателен не только собранием искусства первой половины 20 века (Пикассо, Брак, Кандинский, Магритт, де Кирико и другие), но и красивым садом с рестораном.
Отсюда и до Риальто ничего выдающегося не показывают; у моста стоит взглянуть на рынок Риальто, который, впрочем, лучше осматривать не с воды: архитектура особыми достоинствами не обладает в отличие от продаваемой там снеди. Самое масштабное здание в этих краях — Ка-Пезаро (Са’ Pesaro) того же Лонгены, что строил Ка-Реццонико.
Миновав длинное зубчатое Зернохранилище (Deposito del Megio), где республика держала неприкосновенный запас продовольствия (хлеб из этой муки пекли всего четыре раза), вапоретто причаливает у автобусной станции на пьяццале Рома (piazzale Roma). Тут находится последний, четвертый мост через Canal Grande, построенный в 2007 году испанцем Сантьяго Калатравой. Скандал вокруг него случился огромный, но, в сущности, архитектор проявил невероятную, излишнюю даже деликатность.
Если нет мостов, через Canal Grande надо переправляться на вапоретто (особый билет на одну остановку называется трагетто, traghetto, и стоит 3 Евро) или на специальной большой гондоле (тоже трагетто), в которой принято плыть стоя (причалы и расписания указаны на всех транспортных картах; работает такая переправа, как правило, только в первой половине дня).